Выбор датчика давления: советы авиационному инженеру-конструктору
Разработка и создание летательного аппарата — непростая задача, сродни подвигу. Бесконечные вычисления, проектирование, моделирование и перепроектирование — процесс кажется вечным. Но наконец наступает этап интенсивного тестирования. Это очень захватывающий процесс, все спроектированные 3D-детали, собранные системы и компоненты на своих местах. Пришло время доказать себе и другим, что все будет работать без нареканий, но не торопитесь! Понадобится первоклассное оборудование для записи данных при проверке жизнеспособности системы. Потребуются тестовые датчики, способные работать в самых экстремальных условиях как внутри, так и снаружи воздушного судна. Производитель STS предоставляет надежные преобразователи давления и гарантирует, что с ними циклы испытания давлением пройдут гладко и эффективно. Рассмотрим возможности оборудования STS и особенности их интеграции в систему.
Точность
Шаг первый. Нужно внимательно проанализировать аэросистему, подлежащую тестированию, и определить необходимую точность измерений. Например, гидравлика, управляющая тормозами самолета, работает в довольно широком диапазоне давлений, и исключительная точность тестового датчика здесь не обязательна. Датчик STS с точностью ± 0,25% FS будет вполне достойным выбором. А вот, например, давление масла должно контролироваться гораздо тщательнее.
В этом случае специалисты STS предлагают высокоточный датчик давления с максимально возможной степенью точности, а именно ± 0,05% от полной шкалы, чтобы гарантировать, что давление масла остается на своем пиковом уровне во всей системе двигателя.
Температура
Перейдем к интеграции датчика давления в тестовую систему воздушного судна. Конечно, связанные с давлением системы на летательном аппарате исключительно разнообразны по размерам, рабочей температуре и среде под давлением. Следовательно, функционал датчика должен подходить под разные условия.
Рассмотрим характеристики рабочей температуры. В самолете датчик испытательного давления будет записывать данные в жарком моторном отсеке. И наоборот, он может быть расположен снаружи, измеряя давление ПВД (приемник воздушного давления) или давление противообледенительной жидкости, и в этом случае рабочая температура будет значительно ниже, чем в моторном отсеке. STS предлагает впечатляющий диапазон рабочих температур: от -25°C до +125°C. Этот базовый диапазон покрывает большинство потребностей при измерении аэрокосмических давлений. К тому же, все датчики STS производятся с учетом температурной компенсации, а это означает, что собственная погрешность измерений значительно ниже указанных пределов. Такая опция исключительно полезна при проведении интенсивных испытаний систем давления. Вышеупомянутый температурный диапазон ни в коем случае не неизменный. При необходимости STS оснащает датчики охлаждающими ребрами для повышения максимальной температуры до +150°C. Такая потребность может возникнуть, если датчик планируется расположить рядом с выхлопной системой двигателя, которая выделяет большое количество тепла. Кроме того, минимальную рабочую температура датчика можно понизить до -40°C, на случай если датчик должен измерять в условиях большой высоты.
Подключение к процессу
Как мы отметили, параметры различных систем давления на воздушном судне различны. Поэтому следующий шаг в процессе выбора — определение оптимального местоположения датчика и выбор подходящего соединения. Возьмем, к примеру, авиационную тормозную систему. Гидравлическая система состоит из различных компонентов и труб разных размеров. STS предлагает ряд соединителей и мембран, включая G ¼ M и G ½ M, с дополнительным выбором для материала хастеллой и фронтальной мембраны, а также другие варианты. Такой широкий выбор гарантирует, что заказанный датчик будет подключен к процессу без какой-либо специальной модернизации тестовой установки.
Герметичность
Наконец рассмотрим доступные уплотнительные материалы для тестотвого даттчика. Как и в случае с технологическим соединением, материал уплотнителя зависит от рабочей жидкости системы давления. К счастью, в аэрокосмической области системы давления редко связаны с коррозийными, кислотными или другими агрессивными жидкостями. Тем не менее, о герметизации и уплотнителях нужно позаботиться. В случае гидравлической системы для шасси стандартным выбором является нитрил (NBR). Этот резиноподобный материал идеально подходит для данного применения, и к тому же, устойчив к маслам и другим смазочным материалам. Если же предстоит работа при высоких температурах или в других суровых условиях, например, в моторном отсеке, то гораздо больше подойдет Viton (Витон) с его повышенной термостойкостью и долговечностью. И последнее, но не менее важное: этиленпропиленовый каучук (EPDM) —проверенный материал для работы с тормозными жидкостями.
Это только три из множества вариантов уплотнителей, которые предлагает STS. Имейте в виду, что не все уплотнения взаимозаменяемы. Внимательно проанализируйте свою систему, изучите доступные варианты, чтобы сделать оптимальный выбор.
Итак, мы рассмотрели уровень точности, необходимый для тестового датчика при аэрокосмических разработках. Он зависит от конкретной системы, в которой расположен. Определили правильный уровень термостойкости, особенности подключения к процессу, возможности выбора соединителей различных размеров и мембран. Рассмотрели основные различия между различными вариантами уплотнителей и наилучшее применение каждого из них. С помощью этой информации вы можете выбрать оптимальный датчик для работы именно в ваших условиях.